Содержание
 
 

Рабочая программа на 2015-2016 учебный год. Учебный предмет Изобразительное искусство

Аватар пользователя Борисенко
Класс 4  «б»  Количество часов: в неделю 1;  всего за год 34
 
Рабочая программа и планирование  составлено на основе: федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и  авторской программы изобразительному искусству для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Б.Н. Неменский), УМК «Школа России» ФГОС, с учетом Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида.
 
Используемый учебник:
Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник», Учебник: 4 класс, Москва «Просвещение» 2007 г.
 

Формы и сроки контроля:
 
Вид контроля I триместр II триместр III триместр
 
Год
Индивидуальный текущий 8 9 11 28
Коллективный текущий (панно) 1 2 1 4
Коллективный текущий (выставка) 1 0 0 1
Коллективный итоговый (викторина) 0 0 1 1
 
Составитель:
Борисенко Ирина Александровна
Учитель начальных классов
 

Пояснительная записка
 
Рабочая программа для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и  авторской программы изобразительному искусству для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Б.Н. Неменский).
Программа рассчитана на 34 часа. Из них:
- практические работы- 29;
-              коллективные творческие работы- 4;
-              искусствоведческая викторина -1
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека. Многообразие культур не случайно - оно выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его жизнь, его история. Эти отношения не неподвижны - они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом основа своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур - богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания, которое должны постичь дети. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно донести до ребенка как целостную художественную личность.
В данной Рабочей программе  художественные представления  даются как зримые сказки о культурах. В 4 классе дети еще не готовы к историческому мышлению. Но им присущи чуткость, стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Приобщаясь к истокам культуры народа, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений. 
   Учебные задания в 4 классе предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 4 классе возрастает значение коллективных работ. Поэтому на уроках используются индивидуальные и коллективные формы работы. Предусматривается  использование музыкальных произведений, позволяющих создать целостное преставление о культуре того или иного народа.
Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект: учебник (Л.А. Неменская. «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник». Учебник для 4 класса – М.: Просвещение ,2007 г.
 
 
Содержание учебного курса
Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)» - 34 часа:
• Истоки искусства твоего народа – 9 часов
• Древние города нашей земли- 7 часов
• Каждый народ-художник - 10 часов
• Искусство объединяет народы- 8 часов
 
ИСТОКИ  ИСКУССТВА ТВОЕГО  НАРОДА (9ч.)
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изобра­жение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Материалы: гуашь, мелки, бумага.
Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин рус­ских художников-пейзажистов.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Зада­ние: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуаль­но-коллективная работа.
Материалы:   бумага,   картон,   ножницы;   пластилин,   стеки.
Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этногра­фических музеев.
Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее по­строек.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представле­ния как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами.   Украшение   «деревянных»   построек,   созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополни­тельно — изображение избы (гуашь, кисти).
Материалы: белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.
Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское  народное  искусство»,  «Деревянное  зодчество  Руси».
Литературный ряд: В. Белов. «Лад».
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, воро­та, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изобра­жение    деревни — коллективное    панно    или    индивидуальная работа.
Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и муж­ской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены пред­ставления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В об­разе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индиви­дуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в дет­ских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изго­товление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музе­ев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билиби-на, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других.
Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок, отрыв­ки из поэм Н. Некрасова.
Музыкальный ряд: народные песни.
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это об­раз идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Материалы: склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Маляви­на; произведения народного декоративного искусства.
Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Рим-ский-Корсаков. «Снегурочка».
 
ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч.)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отража­ясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен горо­дов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пласти­лина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания. Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Материалы: бумага,  ножницы,  клей  или  пластилин, стеки. Зрительный ряд: репродукции  произведений А.  Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Крем­лю», «Соборы Московского Кремля». Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Заверше­ние «постройки» древнего города. Возможный вариант: изобра­жение древнерусского города.
Материалы: тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов. Древнерусские воины-защитники
Изображение   древнерусских   воинов,   княжеской   дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы: гуашь, бумага.
Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васне­цова; иллюстрации детских книг.
Древние города Русской земли
Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Нов­города, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и не­похожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Материалы: графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, израз­цы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для сле­дующего ' задания.
Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.
Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гу­ашь, кисти, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля, иллю­страции к русским сказкам В. Васнецова.
Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила».
Музыкальный ряд: произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова.
КАЖДЫЙ  НАРОД —ХУДОЖНИК (10 ч.)
Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.
Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интерес­но «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в кон­тексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осозна­ние детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрез­вычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к миро­восприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.
Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.
Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по раз­ным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
Каждая культура просматривается по четырем парамет­рам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней  Греции
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Разме­ры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым чело­веком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олим­пийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шест­вия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих хра­мов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (тор­жественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага.
Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произ­ведений древнегреческих скульпторов.
Литературный ряд: мифы Древней Греции.
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение приро­ды через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; тра­ва с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с пе­редачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются инди­видуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главно­го художника» работает над фоном панно.
Материалы: большие листы бумаги для коллективной рабо­ты, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.
Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хо-кусай — женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии.
Литературный ряд: традиционная японская поэзия.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на го­родской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневе­ковой скульптуры и одежд.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепле­ния в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ве­дущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям зани­маться не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.
 
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч.)
Последняя тема завершает программу начальной школы, за­канчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завер­шить основные линии осознания  искусства ребенком.
Темы года раскрывали богатство и разнообразие представле­ний народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — раз­ное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что че­ловечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противо­положны—от представлений о великом многообразии к пред­ставлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто вос­принимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.
Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории..
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения ис­кусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.
Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.
Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафа­эль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская ма­донна»; Б. Неменский. «Тишина» и др.
Музыкальный ряд: колыбельная песня.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Задание на изображение любимого пожилого человека. Глав­ное — это стремление выразить его внутренний мир.
Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.
Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопере­живание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чу­жому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти.
Зрительный ряд: С.  Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына».
Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей». Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят про­явление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искус­ства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой те­ме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Эскиз   памятника   герою,   выбранному   автором  (ребенком). Материалы: пластилин, стеки.
Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памят­ники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости дет­ства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, откры­тиях.
Материалы: гуашь или пастель, бумага.                                       \
Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля» и т. д.   
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ уча­щихся.
Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д.
Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную 1 школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.     
Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.
 
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Изобразительное искусство»  учащийся 4 класса должен
знать/понимать:
- освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображении на плоскости и в объеме; украшения или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графики, скульптуре, основах дизайна, декоративно - прикладных видах искусства;
- приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров изобразительного искусства;
- развить по возможности свои наблюдательные и познава­тельные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетиче­ские явления в природе и деятельности человека;
-  развить фантазию, воображение, проявляющиеся в кон­кретных формах творческой художественной деятельности;
 - освоить выразительные возможности художественных ма­териалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
-  приобрести навыки художественного восприятия различ­ных видов искусства, начальное понимание особенностей образ­ного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
- научиться анализировать произведения искусства, обрес­ти знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать ху­дожественные термины и понятия;
-  овладеть опытом самостоятельной творческой деятельно­сти, а также приобрести навыки коллективного творчества, уме­ние взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
-  приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных по­строений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
-  приобрести навыки общения через выражение художест­венного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при вос­приятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
-  приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения лю­дей, в создании среды жизни и предметного мира;
-  сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).                                                         |
уметь:
     -   правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
     -   свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;
     -   правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;
     -   анализировать произведения искусства;
     -   активно использовать различные термины и понятия;
- выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира,     геометрических форм;
     -   рисовать кистью, смешивая цвета, отличая теплые от холодных.
-   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
 
Домашнее задание в календарно-тематическом планировании является ориентировочным и может быть изменено
 
Раздел II. Учебно-методический план.
 
№ п/п Наименование темы Всего часов Формы контроля, из них
Индивидуальный текущий Коллективный  текущий (панно) Коллективный  текущий (выставка) Коллективный итоговый (викторина)
 
1 Истоки родного искусства 8  7  1 0 0
2 Древние города нашей земли 7 5 1  1 0
3 Каждый народ – художник 11 9 2 0 0
4 Искусство объединяет народы 8 7 0 0 1
 
Раздел III. Календарно-тематическое планирование.
 
№ урока Название темы (раздела) Учебная неделя Характеристика видов деятельности обучающихся Домашнее задание Дата проведения (по плану) Дата проведения (по факту)
Истоки искусства твоего народа
Количество часов по программе – 10 ч.
Фактически по плану –       ч.
Цель: Познакомить с истоками родного искусства; учить видеть искусство в предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают свою одежду; дать представление о том, что в искусстве люди выражают душу, свой склад ума и характера.
1  Какого цвета Родина? Осенний вернисаж 1 Рисование по памяти и представлению Тематический рисунок, словарь 01.09  
2 Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времён года. 2 Художественные работы в технике бумажной пластики Тематический рисунок, словарь 08.09  
3 Гармония жилья с природой 3 Конструирование Тематический рисунок, словарь 15.09  
4 Деревня - деревянный мир.
Коллективное панно.
4 Коллективная работа Словарь 22.09  
5 Образ русского человека (женский образ) 5 Тематическое рисование Тематический рисунок, словарь 29.09  
6 Образ русского человека (мужской образ) 6 Тематическое рисование Тематический рисунок, словарь 13.10  
7 Воспевание труда в искусстве 7 Тематическое рисование Тематический рисунок, словарь 20.10  
8 Народные праздники 8 Коллективная работа Тематический рисунок, словарь 27.10  
9 Ярмарка. Обобщение  по теме «Историки родного искусства» 9 Декоративно-творческое конструирование Тематический рисунок, словарь 03.11  
10 Ярмарка. Обобщение  по теме «Историки родного искусства» 10 Декоративно-творческое конструирование Тематический рисунок, словарь 10.11  
Древние города твоей земли
Количество часов по программе – 7 ч.
Фактически по плану –   ч.
Цель: дать представление о том, что каждый город особенный, он имеет свою особую судьбу, его здания в своём облике, запечатлели исторический путь народа, события его жизни.
11 Древнерусский город крепость 11 Конструирование Тематический рисунок, словарь 24.11  
12 Древние соборы 12 Конструирование Тематический рисунок, словарь 01.12  
13 Древний город и его жители 13 Коллективная работа, конструирование Тематический рисунок, словарь 08.12  
14 Города русской земли 14 Рисование по памяти Тематический рисунок, словарь 15.12  
15 Узорочье теремов 15 Декоративное рисование Тематический рисунок, словарь 22.12  
16 Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное панно. 16 Коллективная работа, рисование по представлению, игровые формы Словарь 29.12  
Каждый народ – художник
Количество часов по программе – 10 ч.
Фактически по плану –      ч.
Цель художник, он создаёт своё искусство, которое выражает душу этого народа, его особое лицо, его образ; что в культуре каждого народа всё взаимосвязано и неслучайно в ней выражается понимание пользы и красоты, добра и зла, жизни и человечности.
17 Праздник как элемент художественной культуры страны.
Образ японских построек
17 Рисование по представлению Тематический рисунок, словарь 12.01  
18 Отношение к красоте природы в японской культуре 18 Тематическое рисование Тематический рисунок, словарь 19.01  
19 Образ человека, характер одежды в японской культуре 19 Рисование по памяти и представлению; коллективная работа Словарь 26.01  
20 Искусство народов степей 20 Тематическое рисование Тематический рисунок, словарь 02.02  
21 Образ художественной культуры средней Азии 21 Обрывная аппликация из цветной бумаги Словарь 09.02  
22 Образ красоты древнегреческого человека 22 Рисование по памяти и представлению Тематический рисунок, словарь 23.02  
23 Древнегреческая архитектура 23 Конструирование Словарь 01.03  
24 Олимпийские игры в древней Греции 24 Коллективная работа Словарь 08.03  
25 Образ готических городов средневековой Европы. 25 Конструирование Словарь 15.03  
26 Средневековые готические костюмы 26 Коллективная работа Словарь 22.03  
Искусство объединяет народы
Количество часов по программе – 8 ч.
Фактически по плану –     ч.
Цель: дать представление о том, что каждый народ по своему воспевает красоту мира, но есть общие для всех людей представления о главных  явлениях жизни, искусство учит сопереживать, помогать друг другу, объединяет и в горе и в радости.
27 Обобщение по теме каждый народ художник 27 Беседа, игровые формы, рисование Тематический рисунок, словарь 29.03  
28 Все народы воспевают материнство 28 Рисование по представлению Тематический рисунок, словарь 12.04  
29 Все народы воспевают мудрость старости 29 Тематическое рисование Тематический рисунок, словарь 19.04  
30 Сопереживание великая тема искусства 30 Тематическое рисование Тематический рисунок, словарь 26.04  
31 Герои борцы и защитники 31 Лепка, эскиз памятника герою Словарь 03.05  
32 Герои борцы и защитники 32 Тематическое рисование Тематический рисунок, словарь 10.05  
33 Юность и надежды 33 Тематическое рисование Тематический рисунок, словарь 17.05  
34 Искусство народов мира. Искусствоведческая викторина. 34 Игровые формы, чтение докладов, беседа, конкурсы Словарь 24.05  
 
Раздел IV. Материально-техническое обеспечение
учебно-коррекционного  процесса.
 
Наименование объектов и средств
Материально-технического обеспечения
примечание
                      Книгопечатная продукция  
.«Изобразительное искусство. Каждый народ – художник». Учебник для 4 класса –Л.А. Неменская - Москва «Просвещение», 2007г).
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений Iвида, Москва «Просвещение» , 2004 г.
 
                           Печатные пособия
Иллюстративный материал  
                            Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный черно-белый.
 
                         Экранно-звуковые пособия
-  
                      Оборудование класса
Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев
Стол учительский
Тумба
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.
Подставка для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
 
Раздел V. Используемая литература.
 
  1. Программа С(К)О учреждений I вида, Москва «Просвещенеи», 2005 г.
  2. «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник». Учебник для 4 класса – Л.А. Неменская - М.: Просвещение ,2007г.
  3. Все любят пряники. Кайдаш С.В.-_М.:Малыш, 1991
  4. История от средних веков до 1914 года. Миллард Энн. - М.: Росмэн, 1997.
  5. Семь чудес света. Нейхардт А.А.. - М.: Учебно-педагогическое изд-во, 1963.
  6. Русская народная живопись: книга для учащихся старших классов. С.К.Жегалова-М.: Просвещение, 1984.
ВложениеРазмер
izo_moya.doc157 КБ

Читайте по этой теме:

Семья – малая группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Хорошая презентация на...
Составить полную картину психологического настроения в классе поможет эта анкета: Социальный паспорт _______ класса   Всего детей в классе...
Презентация посвящена уроку на тему правонарушений. Отвечает на вопросы: Места лишения свободы для детей Кто и за что сидит? Как это случилось? Полезно проводить...
КОМУ ВАЖЕН ЦВЕТ КОЖИ Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей – и черных, и цветных. Актуальность темы...
При постановке как ф, так и в следует дать ученикам возможность использовать имеющиеся у них остатки слуха, а также, приложив руку ученика к своей гортани в момент произнесения...
Составлена на основе программ: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 1вида под редакцией Т.С. Зыковой и М.А. Зыковой - М; Просвещение, 2005г.,...
Учебный предмет Русский язык. (Сведения по грамматике. Развитие речи) Класс 4  «б»  Количество часов: в неделю 7 (из них сведения по грамматике – 3,...

www.Socrab.ru

Вы можете добавить наш новостной виджет. И ВЫ ВСЕГДА, когда что-то ищете в Яндексе, будете видеть что обновилось на нашем сайте.
Что бы добавить виджет "Новые материалы на сайте Социальная работа в школе" нажмите на кнопку:

добавить на Яндекс

загрузка...
Сейчас на сайте 0 пользователей и 2 гостя.

Новые

  • irvinstacy
  • kimberleys
  • antonybold
  • tashacarli
  • nelleyfg58
 

Добавь нас